С любовью о вышивке, 8-910-518-32-70

 

+7 910 518-32-70
           

 


Оформить заказ

 
Астрология
Города и страны
Для детей
Для дома
Животные
Искусство
Картины
Люди
Натюрморты
Пейзажи
Праздники
Религия
Скатерти и орнаменты
Транспорт
Фен-Шуй
Фрукты
Цветы
Ягоды
 

Заказать нитки ДМС дешево

Разработка схемы по фотографии

Наши каталоги

Таблицы перевода ниток

Основы вышивки

Поиск по сайту

Поиск по интернету

 

Станьте нашим представителем!

                            подробнее...

Сэкономьте на почтовых расходах!

                            подробнее...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать урок в формате Word

 

Учебный курс по вышивке крестом

 

 

 

Следуя нашим указаниям, Вы сделаете свою работу безупречной

 

Следуя нашим указаниям, Вы сделаете свою работу безупречной!

 

 

1. Материал

 

         Для вышивания необходимо иметь нитки, ткань, иглу, ножницы, крючок и пяльцы.

 

 Нитки

 

         Для вышивания используются нитки типа мулине. Мулине наматывают в пасмы, в одной пасме шесть нитей. В настоящее время большой популярностью пользуются нитки палитры DMC (Франция) или Madeira (Германия). Длина нити во время работы не должна превышать 50-60 см, в противном случае нить изнашивается быстрее, и вышивка принимает неопрятный вид.

 

 

 Ткань

 

         Вышивать можно на любой ткани, главное, чтобы количество нитей совпадало по вертикали и горизонтали в квадрате 10х10 см. Можно использовать лен. Для начинающих удобнее вышивать на канве Aida. В зависимости от того, какой номер Аиды Вы выберете – рисунок получится крупнее или мельче.

 

 

 

 

 

 

 

         Следите за толщиной нити (мулине) и номером ткани (плотность переплетения). В инструкции к схеме, как правило, указывается количество нитей для вышивания данного мотива. Но, как и практически все в вышивке, зависит от Вас. Считается, что за вышивкой должно быть видно немного ткани. Но многие предпочитают вышивать так, чтобы ткани совсем не было видно. Перед тем как начать вышивать, попробуйте сделать несколько крестиков с разным количеством волокон и выберете тот вид, который Вас устроит.

 

         Aida 11, 44 клетки в 10 см. Материал более подходит для начинающих. Клетки хорошо видны, и проходы для иголки между клетками хорошо различимы. Обычно на Aida 11 вышивают 3-4-мя нитками мулине.

 

         Aida 14, 55 клеток в 10 см. Этот материал наиболее часто используется в вышивках, так как клетки хорошо видны, и результат, в тоже время, получается элегантным. Обычно на Aida 14 вышивают 2-3-мя нитками мулине.

 

         Aida 18, 71 клетка в 10 см. Материал для экспертов и для тех, у кого огромное терпение и прекрасное зрение, так как клетки очень мелкие. Чтобы глаза не уставали очень быстро, при вышивании, обычно, используют специальное увеличительное стекло. Зато итог работы подобен произведению искусства. Обычно на Aida 18 вышивают 2-мя нитками мулине.

 

         Вышивка должна располагаться в центре ткани таким образом, чтобы все поля были одинаковы. Эти поля не зашивают, они необходимы при натягивании ткани на пяльцы, а также на картон при оформлении в раму уже готовой вышивки. Оптимальный размер – 5 см с каждой стороны.

         Цвета канвы разнообразны. В случае, когда ткань не зашивается целиком, или же фон одного цвета занимает приличную площадь, Вы можете подобрать цвет канвы под цвет фона.

 

 

 Игла

 

         Игла для вышивания крестом должна быть без острия, т. е. с тупым концом (чтобы не прокалывать нити ткани), с длинным ушком (чтобы было легче вставлять многослойные нити мулине) и подходить под тип ткани по своей толщине. Для вышивания на пяльцах нужна более длинная игла, а на руках - короче. При использовании рамы или станка для вышивания удобна двусторонняя игла.

 

 

Пяльцы

 

         Ваша вышивка будет выглядеть лучше, если во время работы канва будет туго натянута. Для этого рекомендуется использовать пяльцы.

         Однако, хочется сказать, что есть рукодельницы, которые предпочитают вышивать без пялец вообще! Особенно, если используется канва типа Aida, т.к. она достаточно хорошо накрахмалена. И плюсы, как они говорят, в этом следующие: во-первых, иголку не надо обязательно протягивать движением вниз-вверх, а можно прокалывать ткань как при ручном шитье - это ускоряет работу; во-вторых, готовые крестики не мнутся, как под пяльцами. В-третьих, всегда можно оценить всю работу целиком, а не фрагмент, который виден в пяльцах. В любом случае – выбор за Вами.

 

 

 

2. Как вышивать

 

 Размещение вышивки

 

         Вы, наконец-то, готовы сделать первый стежок. Но в каком месте лучше всего начать? В центре? Правом верхнем углу? В нижнем левом?

         Мотив должен быть центрирован. Чтобы найти центральную точку, сложите Вашу ткань вдвое по вертикали, затем по горизонтали. Место пересечения сгибов и есть центр. Отметьте его булавкой или ниткой. Совместите центр полотна с центром вышивки, который, обычно, указан на схеме стрелками.

         Итак, главное, чтобы мотив располагался в центре, а где Вы начнете его вышивать зависит от Вас. Это может зависеть и от схемы (некоторые вышивки хочется начать с какого-либо конкретного фрагмента), а также от Ваших привычек.

         Можно начинать работать от центра и двигаться к краям. В таком случае Вы будете уверены, что вышивка правильно расположена на ткани.

 

 

Закрепление нити

 

         У опытной вышивальщицы изнаночная сторона готовой работы такая же аккуратная, как и лицевая. Нет узелков и незаправленных кончиков.

         Перед началом вышивания нитка закрепляется на ткани следующим образом: делают один стежок, не вытягивая нитку до конца из ткани, оставшийся кончик нитки пришивают двумя-тремя последующими короткими стежками вперед иголкой. Далее это место закрывается вышивкой. Также можно закрепить нить, пропустив ее сквозь нити канвы, т. е. вштопать в ткань.

         При использовании четного числа нитей (2 или 4) удобно закреплять нити "петлей". Для этого берется нить в 2 раза длиннее  обычного размера, складывается пополам так, что на конце образуется петля. В иглу нить вставляется обрезанными концами. В месте, где Вы хотите начать вышивку, с изнаночной стороны на лицевую проткните иголкой ткань и вытяните нить практически до конца, за исключением петельки. Аккуратно уведите иглу назад на изнаночную сторону, проткнув ткань рядом, и вденьте иглу в приготовленную петельку. Аккуратно затяните петлю. Таким образом, нить закрепляется.

         Когда Вы переходите от одного фрагмента вышивки к другому, постарайтесь, чтобы длина протяжек не превышала 2-3 см. Лучше закрепить и обрезать нитку и начать вышивать на новом месте.

         Во время работы, возможно, нитки будут скручиваться, затрудняя работу и образуя узелки. Чтобы избежать этого, во время работы, периодически, опускайте иголку с ниткой, чтобы нитка сама раскрутилась.

         Заканчивая вышивку, рабочую нитку надо протянуть под стежками со стороны изнанки, излишек необходимо отрезать ножницами близко к ткани. Лучше всего, если конец прячется под крестики того же цвета, или чуть темнее, тогда его меньше всего заметно.

 

3. Основные стежки

 

         Вышивать крестом несложно. Глав­ное - абсолютно точное расположе­ние стежков, только тогда вышивка будет красивой. Лучше всего выши­вать на пяльцах. Чтобы изделие имело аккуратный вид, верхние стежки всех крестиков должны быть выполнены в одном направле­нии. Поэтому с самого начала надо привыкнуть всегда выполнять ниж­ний стежок из правого верхнего в левый нижний угол. В зависимости от направления работы сложилась определенная последовательность выполнения стежков.

 

 

Крест (Cross Stitch)

 

         Если ряды вышиваются снизу вверх, то первый ряд нижних стежков выполняют справа налево.

         Если затем ряд верхних стежков выполнялся слева направо и ряд уже закончен, то после последнего стежка можно просто вывести иглу в верхнем правом углу следующего ряда для выполнения его нижних стежков.

 

 

         Если вы хотите вышивать сверху вниз, ряд нижних стежков начинайте всегда с левого нижнего угла.

         Закончив ряд верхних стежков, вы­ведите иглу ниже в предполагае­мом месте начала нового ряда ниж­них стежков.

 

 

         Если необходимо выполнить свер­ху вниз отдельный ряд, то каждый крестик вышивается сразу полно­стью. В этом случае нижний сте­жок также выполняется из левого нижнего в правый верхний угол, верхний стежок ложится на ниж­ний крест-накрест, и игла вводится уже для нижнего стежка следую­щего крестика.

 

 

         Если отдельный ряд вышивается снизу вверх, то стежки, соответст­венно, выполняются наоборот. Нижний стежок кладется из право­го верхнего угла в левый нижний угол, верхний стежок - из левого верхнего в правый нижний угол, и игла выводится вверху для начала нового нижнего стежка.

 

 

         Наклонные ряды выполняются сле­дующим образом: первый нижний стежок - из левого нижнего в пра­вый верхний угол, затем игла выво­дится в правом нижнем углу и вы­полняется верхний стежок. Далее игла идет вниз наискосок и выводится в левом нижнем углу для выполнения нижнего стежка следующего крестика.

 

 

         При смещении начала рядов, закончив один ряд, иглу ведут наис­косок влево или вправо и выводят в намеченном месте начала нижнего стежка следующего крестика.

Если несколько клеточек надо про­пустить, то нить ведут с изнаночной стороны дальше наискосок и про­должают стежки в том же порядке.

 

 

 

Полукрест (Half Cross Stitch)

 

         Этот шов выполняется следующим образом: шьют горизонтальными рядами, начав с левого верхнего угла детали. Иглу выколоть в левом нижнем углу 1-й клеточки и вколоть в правом верхнем углу той же клеточки и, направив иглу вертикально вниз, вывести ее на лицевую сторону одной клеточкой ниже. Этот прием повторять до конца 1-го ряда, выполненного слева направо. 2-й нижележащий ряд выполняется справа налево с тем же наклоном стежков, но движением иглы снизу вверх. Вы облегчите себе труд, если повернете работу на 180º - в этом случае 2-й ряд будет выполняться так же, как 1-й.

 

 

Шов "назад иголку" (Back Stitch)

         Шов "назад иголку" довольно часто применяют при вышивке крестом для более четкого очертания деталей.

         Этот шов выполняется после того, как будут вышиты все крестики и полукрестики. Количество нитей, используемых для обратного шва, указано в ключе к работе. Часто, шов "назад иголку" вышивается в одну нить. Длина одного стежка на лицевой стороне может быть разной, но всегда ограничивается точками пересечения клеточек по схеме.

         Шов "назад иголку" можно шить слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз и по диагонали. Сделав небольшой стежок, отступите назад и выведите иглу немного впереди начального стежка, с лицевой стороны получатся небольшие ровные стежки.

 

 

Шов "пунктир"(Couching)

 

         Шов "пунктир" выполняется нитками разной толщины. Более толстая та нить, которая прокладывается. Стежки идут перпендикулярно к толстой нити и прижимают ее к ткани. Нитка выходит из точки А, затем проходит в точку В (в то же отверстие, из которого вышла). Далее идут стежки C и D и т.д. Обычно этот шов выполняют разными по цвету нитками.

 

 

 

Французские узелки (French Knots)

 

         Узелками вышивают отдельные точки. Иглу в нужном месте выколоть на лицевую сторону, по направлению к кончику 2-3 раза обвить иголку нитью. Нитку нужно обвить вокруг кончика иглы снизу вверх, и затем иглу ввести очень близко к тому месту, откуда она вышла.

 

 

 

Выше были приведены основные швы, которые используются при вышивке крестом. Далее приведены другие швы, которые используются в вышивке. Их также можно применять для оформления работ.

 

 

 

 

 Шов "вперед иголку"

 

         Это основной шов в вышивании. Им выполняют контурные и другие линии, его используют не только в вышивке ''ришелье'', но и при простегивании вручную. Длина стежков и промежутков между ними должна быть строго одинакова.

         Вводите иглу в ткань, не выводя иглу наружу и соблюдая одинаковое расстояние между стежками по линии шва, чтобы получались ровные стежки. Не затягивайте нитку, чтобы ткань не морщила. При простегивании делайте короткие стежки, а для присборивания - длинные.

 

 

 

 Шов "двойной веревочный"

 

         Подходит для выполнения широких контурных швов, прямых или плавно изогнутых линий. Для обвивки можно использовать ту же нитку или (для украшения) другого цвета, очень эффектно смотрится металлическая вышивальная нитка.

         Проложите шов "вперед иголку" двумя рядами, учитывая, что длина стежков и расстояния между ними должны быть одинаковыми. Затем специальной гобеленовой иглой проденьте сквозь стежки вторую нитку, не захватывая при этом ткань.

 

 

 

 Шов "шнурок"

 

         Применяется для выполнения красивых контурных и других линий. Им выполняются различные изогнутые кривые. Шов выглядит более плотным по сравнению со швом "вперед иголку" и по своему виду напоминает шнурок.

         Вденьте вторую нитку в гобеленовую иглу. Прокладывая шов "вперед иголку", оставляйте между стежками расстояние чуть меньше обычного.

         Обметайте стежки основного шва второй ниткой справа налево, не захватывая ткань.


Шов "назад иголку" обвитый

         Декоративный рельефный линейный шов. Он может быть однотонным и разноцветным. Выполняйте обвивку гобеленовой иглой, чтобы не прокалывать основной шов "назад иголку", стежки в котором делайте длиннее обычного.

         Выполните основной шов "назад иголку", стежки которого длиннее обычного. Пропустите вторую нитку вверх и вниз под стежки, не захватывая ткань. Третья нитка располагается симметрично второй.

 

 

Шов "назад иголку" обметанный

         Шов имеет вид изящного жгута, которым прошивают контуры и швы, чтобы придать им особую нарядность. Основание и обметку выполняют ниткой одного цвета, чтобы шов основания не просматривался через обметку.

         Проложите основной шов "назад иголку", делая стежки немного длиннее обычного. Затем, заправив в гобеленовую иглу вторую нитку, обметайте шов справа налево, не захватывая ткань.


 Тамбурный шов

         Один из самых распространенных швов. Его применяют для выполнения контурных линий рисунка и их заполнения, в последнем случае его прокладывают рядами или спиралеобразно от центра к краям.

         Выведите рабочую нить на лицевую сторону ткани и уложите ее петлей. Вставьте иглу в тот же прокол и выведите ее кончик на лицевую сторону на расстоянии одного стежка влево. Нить вытяните под иглой. Следующий стежок выполняется из предыдущего прокола. Закрепите последнюю петлю цепочки небольшим прямым стежком.

 


Тамбурный шов "за иголку"

 

         Разновидность тамбурного шва с центральным рядом стежков "назад иголку", которые можно сделать той же ниткой или другой, контрастного цвета, очень эффектно смотрится металлическая нитка.

         Выполните основной тамбурный шов. Заправьте в иглу нитку и проложите ряд стежков "назад иголку" справа налево вдоль посередине петель.

 


Шов "цепочка с обвивкой"

         Выполненные этим швом линии имеют аккуратный рельефный вид. Используется для получения четкого контура. Можно выбрать другой цвет для обвивки. Пользуйтесь специальной вышивальной иглой.

         Проложите основной тамбурный шов. Заправьте в гобеленовую иглу вторую нитку и обвейте основной шов справа налево, не захватывая при этом ткань.

 


Шов "цепочка"

 

         Один из тамбурных швов. Нитка закручивается вокруг иглы после каждой петли, образуя ряд чередующихся петель и прямых стежков. Применяется для выполнения контурных линий и их заполнения.

         Выведите иглу на лицевую сторону ткани и проложите тамбурный стежок, как показано выше. Приподнимая иглу для очередного стежка, оберните вокруг нее нитки и введите нитку в ткань снаружи первой петли, замкнув цепь. Затем выведите иглу немного вперед и сделайте следующую петлю. Вытяните нитку, чтобы стежки ложились ровно.


 Стебельчатый шов

 

         Простой в исполнении и элегантный контурный шов. Ширину его можно регулировать, вводя иглу в ткань под соответствующим углом. Старайтесь делать аккуратные одинаковые стежки.

         Выполняется слева направо. Нитка должна находиться над предыдущим стежком. Держа нитку с одной стороны иглы по всей длине шва, делайте косые стежки "назад иголку", выводя иглу снаружи и слева в половину целого стежка.

 

Запошивочный шов

 

         Похожий на канат, объемный контурный шов, которым вышивают сложные витиеватые линии, например монограммы. Чтобы не допускать искажения нижнего шва, пользуйтесь пяльцами.

         Проложите ряд стежков "назад иголку" в качестве основы, затем выполните ряд маленьких прямых стежков поверх настила под прямым углом к нему. Делая стежки, немного захватывайте ткань. Стежки должны лежать плотно друг к другу, закрывая нижний шов.


 

4. Окончание работы

 

         После того,  как работа вышита, надо потратить еще несколько часов на ее оформление: обидно иногда видеть работы, оформленные на скорую руку, которые смотрятся не так эффектно, как могли бы, и как они того заслуживают после многих часов, проведенных над ними. 

         Первое, что необходимо сделать, - это выстирать работу. Даже если аккуратно следить за чистотой рук, все равно, ткань немного запыляется и засаливается, и стирка становится необходимой. Стирать лучше в теплой воде с добавлением мягкого моющего средства, которое не содержит отбеливающих веществ.

         После стирки  работу можно аккуратно отжать, завернуть в мягкое полотенце и дать высохнуть.  Рекомендуется сушить работы, вешая их на полотенце или раскладывая на ровной хорошо впитывающей влагу поверхности, чтобы ткань не потеряла форму. Сушку можно эффективно использовать для придания вышивке нужной формы, например, если ткань немного перекосилась. 

         После сушки, вышивку надо прогладить. Для этого на гладильную доску надо положить мягкую подложку (полотенце), чтобы при глажении крестики не потеряли свою форму. Вышивки скорее не гладят, а отпаривают с обратной стороны. Надо быть особенно осторожным, если вышивка содержит металлические нити. 

 

 

Растяжка на основу

 

         Самый простой и быстрый способ оформления - приклеить работу к вырезанному под размер рамки куску плотного картона. Однако, клей может повредить ткань, и, к тому же, работа станет практически неотделимой от основы, так что в дальнейшем (чего в жизни не бывает?) будет очень сложно переоформить ее при необходимости или выстирать.  

         Поэтому лучше работы натягивать "мягким" способом. Для этого вырезается картонная основа нужного размера, на ней размещается вышивка, края загибаются на обратную сторону и закрепляются с помощью прозрачного скотча для бумаги (лучше использовать тот, что хорошо удаляется). После этого отверстие "заштопывается" обычными швейными нитками.

 

         Вышивки смотрятся лучше в рамах без стекла: так лучше видна структура. Однако повышается вероятность загрязнения работы (пылью или, например, любопытными гостями, которые при виде большой вышитой работы так и норовят пощупать как же это все сделано!), и тут уже дело вкуса: вставлять стекло или нет. Если все-таки решено вставить стекло, то рекомендуется вставить небольшую прокладку между ним и работой, чтобы крестики не "расплющивались" при контакте. 

         Естественным образом такая прокладка образуется, если использовать паспарту. Паспарту может полностью изменить вид картины, подчеркивая те или иные тона.

         Овальное паспарту очень хорошо подходит для небольших работ с простым фоном: работа будет визуально больше.

         Двойное паспарту может сделать вышивку очень эффектной. Постарайтесь выбрать два (или даже 3) цвета, присутствующие в вышивке, и подберите паспарту в тон. Обычно более насыщенные тона оставляют для верхнего слоя, а более мягкие - для внутреннего.

         Если вышивка имеет необычную форму - это можно подчеркнуть, вырезав паспарту по этому же контуру.

 

 

5. Общие советы

 

         1. Перед началом работы не поленитесь обметать края канвы: это займет не более 5-10 минут, а вышивать будет гораздо приятнее, и оформить готовую работу будет гораздо проще. 

         2. Если работа большая, то удобно нанести метки через, например, каждые 10 крестиков (в соответствии с выделением на схеме, если таковое есть). Это позволит избежать смещения рисунка в начале работы и поможет не потеряться в процессе её выполнения. 

         3. Чтобы не появился след от пялец, используйте полоску тканевой бумаги между канвой и пяльцами.

         4. Если вынимать ткань из пялец (при использовании обычных «круглых» пялец) каждый раз после окончания «очередной вышивальной сессии»  (например, вечером перед сном), то ткань меньше деформируется.

         5. Часто при вышивке используют 2 или более нитей вместе. Если разделить нити перед тем, как вставить их в иголку (даже если это нити одного цвета) крестики будут ровнее. 

         6. Мулине состоят из 6 нитей. Вы можете легко отделить одну нить, просто вытянув ее из общего сложения нитей, придерживая большим и указательным пальцами все остальные нити. Вам может показаться, что запутывается узел, но это не так, и, когда Вы вытяните одну нить, все остальные расправятся.

         7. В сложных схемах удобно начинать с выполнения крестиков самого часто встречающегося в этой части работы цвета, или, если такового нет, крестиков, чей значок проще всего найти. Так, даже если черный цвет не самый популярный в некоторой части, но обозначен черным квадратиком - лучше вышить сначала его, так что последующие крестики уже ложатся не на пустое место.

         8. При выполнении сложного рисунка с большим количеством цветов, иногда удобно выполнять крестики "по-рядно": это увеличит расход нити, но позволит не запутаться в большом количестве "беспорядочно" разбросанных крестиков. 

         9. Если Вы сделаете ошибку во время работы, распустите стежки при помощи иголки. Если Вы попробуете их разрезать, вы можете порезать вместе с ниткой и ткань, а также повредить соседние стежки.

 

 

 

 

Издание подготовлено по материалам сети Интернет, журналов "Бурда" и "Валя-Валентина".

 

© "С любовью о вышивке", 2005 

 

Желаем приятных минут, проведенных за вышиванием!

 

Спасибо, что посетили наш сайт!  Удачи!

 

 

 

Rambler's Top100    Товары@Mail.ru